«Эталон социалистического реализма», знаменитый монумент «Рабочий и колхозница», который в 1937 году создала скульптор Вера Игнатьевна Мухина, возвращается на своё место. Реконструкция памятника подходит к завершающему этапу, к строящемуся павильону-постаменту, высота которого составляет 37,5 метров, уже подвозят фрагменты разобранной скульптуры, первой привезли левую ногу рабочего
Знаменитую пару будут собирать воедино в специальном ангаре, сооруженном рядом с постаментом, а потом 80-тонную скульптуру водрузят на него уже в собранном виде.
Судьбу памятника на днях обсуждали на авиасалоне МАКС-2009 в Жуковском, поскольку в его реставрации принимали участие специалисты Всероссийского института авиационных материалов. Скульптура, которую в своё время за 11 дней собрали на опытном заводе Института машиностроения и металлообработки для Всемирной выставки в Париже, в наше время пытались восстановить шесть лет. То не было финансирования, то отсутствовали специалисты, а то вдруг выяснялось, что город не в курсе кто же собственник памятника, поскольку он не числится в реестре Госкомимущества, Москомимущества и Москомнаследия. Но в итоге – соберут, правда, при помощи новейших авиационных технологий. Детали памятника штамповали и моделировали на том же самом заводе, из недр которого 70 лет назад вышел первый отечественный стальной самолёт, – сообщают «Вести-Москва».
К 2003 году, когда скульптуру разбирали, внутри неё образовались «большие щели, даже птицы залетали», – говорит генеральный директор ВНИИ авиационных материалов, академик РАН Евгений Каблов, – «Внутри развивалась активная коррозийная среда». Так что некоторые особенно изношенные и пострадавшие от внешних воздействий детали пришлось изготавливать заново, а оставшиеся части памятника очищали от 70-летнего «налета времени» с помощью уникальной пасты, разработанной специалистами ВИАМ. И теперь скульптура предстанет в первозданном блеске, но сохранив некий налёт старины.
- Одновременно снимая продукты коррозии, не разъедая материалы, паста создает определенную пленку, по которой еще делается специальное покрытие. Мы разработали такое покрытие для того, чтобы обеспечить специальную дополнительную защиту, – рассказывает Евгений Каблов.
Теперь вся работа за реставраторами, которые к 5 декабря, как уверяет руководитель проекта скульптор Вадим Церковников, водрузят фигуру на постамент. Но главное – сохранить скульптуру в будущем.
- Чиновники вообще эксплуатацией не занимаются, в Москве в том числе. И мэр Москвы об этом знает. Если эксплуатация этого памятника будет продолжаться таким же безобразным образом, как она и велась, то гарантии никакой нет. Наш авторский коллектив твердо уверен в том, что 100 лет она простоит, – говорит Вадим Церковников.
Итак, 5 декабря, москвичи смогут вновь увидеть знаменитое творение Веры Мухиной, которое в 1937 году затмило всё, что было представлено на парижской выставке «Экспо-37».
- Я нашел герб Советского Союза размером 3,5 на 3,5 метра, весом 10,5 тонны, который мы будем устанавливать на передней части постамента, – добавил Вадим Церковников.
Павильон-постамент сейчас уже практически достроен, ведутся работы по его облицовке десятью видами гранита из Китая, Турции и Карелии. Внутри подножия «Рабочего и колхозницы» строится семь этажей, назначение которых – выставочное и деловое, появится лифтовая система для последующего обслуживания памятника. Под постаментом строится подземный паркинг на 1,5 тыс. мест. Вся же «композиция» со скульптурой и «развитой инфраструктурой» займёт около 6 тыс. кв. м.
Первоначальная идея сооружения под площадью между ВВЦ и Проспектом мира подземного многофункционального торгово-офисного центра с традиционной автостоянкой, пока ушла в тень. Возможно, сейчас на это нет средств (как в своё время их не было на реставрацию скульптуры Мухиной). Неизвестно также, появится ли в постаменте обещанный ранее Музей кино – всё-таки памятник является не только «эталоном социалистического реализма», но и символом советской и российской киностудии Мосфильм.
Комментарии :
Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.